|
5 курс
задания по психологии и педагогике
Исследовательско-проектировочный этап
Одна из значимых характеристик компетентного педагога - это умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования. Современная образовательная ситуация постоянно ставит учителя в позицию выбора средств обучения и воспитания, создания новых форм и методов работы с детьми, отвечающих актуальным запросам образования. В этой связи особую ценность приобретает исследовательская культура учителя как составная часть педагогической культуры. Важным элементом в подготовке будущего учителя становится освоение технологии проектирования. Именно на формирование начальных исследовательских и проектировочных умений и ориентирован заключительный этап педагогической практики.
Педагогическая практика студентов V курса проводится в объёме 4-5 недель в 9-ом семестре.
Целями педагогической практики V курса являются:
- формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности студента педагога;
- становление профессионально-педагогической компетентности, принятие на себя функций учителя-фасилитатора и педагога-исследователя;
- осуществление педагогической практики в режиме исследовательской и проектной деятельности (изучение, проектирование и реализация учебной, воспитательной, организационной деятельности).
На педагогической практике студенты решают следующие задачи:
-
.1). развивать умения самостоятельно управлять учебно-воспитательным процессом (постановка цели, задач, планирование, организация деятельности учащихся, анализ результатов, коррекция деятельности);
-
.2). развивать аналитико-диагностические умения в процессе использования исследовательских методов;
-
.3). формировать проектировочные умения;
-
.4). формировать ключевые компетентности у учащихся с учетом особенностей возрастного периода и ступени обучения;
-
.5). развивать педагогическую рефлексию, умение выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения.
В ходе заключительного этапа педагогической практики студенты, определяя образовательные дефициты школы, разрабатывают групповой проект (план мероприятий) по их преодолению. В процессе разработки проекта (плана мероприятий) студенты проводят собственное мини-исследование, результаты которого будут включены в предлагаемый проект (план мероприятий). Алгоритм действий по реализации собственного мини-исследования представлен в технологической карте.
Предложенный студентами проект (план мероприятий) может быть продуктом коллективного творчества, охватывая как один из компонентов педагогического процесса (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, аналитико-результативный), так и весь процесс в целом.
Проект (план мероприятий) и отчет о его реализации становится своеобразным итогом работы студентов в образовательном учреждении и является формой группового отчета на итоговой конференции.
Технологическая карта педагогической практики V курса
Умения
|
Компетентности
|
|
Развивать умения самостоятельно планировать педагогическую деятельность в качестве учителя и классного руководителя
|
Диагностико-аналитическая,
прогностическая.
|
Представьте проект (или план) работы на период педагогической практики
(Вариант плана см. приложение 13, раздел «Педагогика»).
|
|
|
Алгоритм организации мини-исследования
|
1. Научиться выявлять дефициты образовательного учреждения и определять тематику проекта (плана мероприятий) по их преодолению.
|
Диагностико-аналитические
Организаторские
Коммуникативные
Прогностические
|
На основе имеющихся в школе дефицитов разработайте проект (план мероприятий) по их преодолению. Это может быть проект (план мероприятий) на одну из предложенных тем (приложение 14, раздел «Педагогика»). Структура проекта (плана мероприятий) представлена в приложении 15, раздел «Педагогика». Выбор темы проекта (плана мероприятий) позволит Вам составить программу собственного мини-исследования, результаты которого необходимо включить в содержание проекта (плана мероприятий).
|
2. Научиться определять целевой компонент образовательного процесса
|
Диагностико-аналитические
Прогностические
|
Обоснуйте актуальность и значимость темы, цели и проблемы мини-исследования (приложение 16, раздел «Педагогика»).
|
3. Научиться понимать суть изучаемого явления.
|
Аналитические
Информационные
|
Определите сущностные характеристики изучаемого явления, его основные признаки.
|
4. Научиться реализовывать исследовательские методики
|
Коммуникативные
Организаторские
|
Подберите, при необходимости адаптируйте и реализуйте диагностический комплекс:
- Обоснуйте уместность выбранных методов исследования в связи с поставленной проблемой;
- Опишите применяемые методики (где и кем разработаны, как адаптированы);
- Проведите диагностический срез с указанием места проведения, количественного и качественного и состава школьников (приложение 17, раздел «Педагогика»).
|
5. Научиться сопоставлять цель с достигнутым результатом
|
Диагностико-аналитические
Рефлексивные
|
Обработайте полученные данные. Интерпретируйте их в соответствии с поставленной целью. Используйте известные Вам способы представления экспериментальных данных (гистограммы, диаграммы, таблицы, графики, чертежи).
|
6. Научиться прогнозированию педагогического процесса в связи с образовательными дефицитами.
|
Прогностическая
|
Сделайте педагогические выводы о целесообразных способах решения заявленной проблемы.
|
7. Научиться обобщать и представлять результаты собственного исследования.
|
Диагностико-аналитическая
Рефлексивная
Коммуникативная
Информационная
|
Составьте отчет по результатам мини-исследования (приложение 16, раздел «Педагогика»).
|
8. Научиться проектировать образовательный процесс с учетом имеющихся дефицитов школы.
|
Диагностико-аналитическая
Рефлексивная
Коммуникативная
Информационная
|
Включите результаты исследования в групповой проект (план мероприятий) по итогам педагогической практики. Защитите проект на заключительной конференции по педагогической практике на факультете.
|
Научиться анализировать собственную педагогическую деятельность.
|
Диагностико-аналитическая,
прогностическая,
коммуникативная,
интерактивная,
фасилитационная,
рефлексивная.
|
1. Представьте анализ индивидуального стиля педагогической деятельности (приложение 18, раздел «Педагогика»). Воспользуйтесь рекомендациями по совершенствованию индивидуального стиля, полученные результаты отметьте в педагогическом дневнике, а также в личностной и профессиональной рефлексии по итогам практики.
2. Представьте самоанализ педагогической деятельности в рамках практики по предлагаемой схеме (приложение 11, раздел «Педагогика»).
3. Представьте личностную и профессиональную рефлексию по итогам практики (приложение 5, раздел «Психология»).
4. Представьте рефлексивный анализ владения приемами саморегулящии, здоровьесберегающими техниками, позволяющими эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность.
5. Представьте дневник педагогической практики (приложение 13, раздел «Педагогика»).
6. Составьте индивидуальный портфолио (приложение 12, раздел «Педагогика»).
|
|
|