|
3 курс
Задания по психологии и педагогике
Пропедевтический этап
В период педагогической практики студент под руководством учителей и методистов осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. Именно в ходе педагогической практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса.
В этой связи необходим своеобразный пропедевтический этап включения студентов в жизнь образовательного учреждения. Учитывая, что основные психолого-педагогические знания даются студентам на I-III курсах, педагогическая практика III курса носит пропедевтический характер. Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями учителя-предметника - школьного преподавателя определенного предмета и учителя-воспитателя - классного руководителя и организатора внеурочной деятельности учащихся.
Педагогическая практика студентов III курса проводится в объёме 54 часов (9 дней) в 6-ом семестре. Факультет имеет право распределить время проведения практики в графике учебного процесса, исходя из условий, возможностей и целесообразности для наибольшей эффективности профессиональной подготовки студентов. Это могут быть варианты: 1) проведения практики отдельным модулем в 1,5 недели в семестре; 2) выделение одного дня в неделю на протяжении 9 недель семестра.
Во время практики студенты становятся членами педагогических коллективов образовательных учреждений, активно включаясь в учебно-воспитательную работу с детьми. На педагогической практике студенты III курса включены в профессиональную деятельность классного руководителя и учителя-предметника. Кроме того, студенты проводят ряд исследовательских мероприятий по изучению условий жизнедеятельности школы, отрабатывают навыки психолого-педагогического тестирования.
Целями практики являются:
- развитие устойчивого позитивного отношения к будущей профессии;
- воспитание уважения к личности ребенка;
- развитие стремления к овладению профессиональной деятельностью и профессиональному самосовершенствованию;
- формирование психологической готовности к самостоятельной педагогической деятельности;
- формирование основных педагогических умений.
Студенту предстоит решить следующие задачи:
-
1) научиться изучать и анализировать различные стороны учебного процесса, организовывать и проводить диагностику личности школьника, классного коллектива;
-
2) научиться составлять характеристику образовательных учреждений различного типа (школа, гимназия, лицей);
-
3) научиться делать «фотографию» урока школьного учителя, анализировать его и проектировать собственный урок;
-
4) научиться анализировать план воспитательной работы классного руководителя с учетом современных требований;
-
5) научиться планировать, проводить и анализировать воспитательное дело для классного коллектива;
-
6) познакомиться с методикой организации и оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями;
-
7) научиться анализировать собственную педагогическую деятельность, овладеть техникой решения педагогических ситуаций.
Технологическая карта практики III курса
Умения, способствующие формированию компетентностей
|
Компетентности
|
Задания по дисциплинам
|
|
|
Педагогика
|
Психология
|
Педагогическая физиология
|
Научиться составлять характеристику ОУ различного типа (школа, гимназия, лицей).
|
Диагностико-аналитическая.
|
Реализуйте программу знакомства с ОУ (приложение 1, раздел «Педагогика»).
|
Проанализируйте социально-психологическую специфику контингента учащихся вашего ОУ.
|
1. Заполните санитарно-гигиенический паспорт своего класса (приложение 1, раздел «Педагогическая физиология»).
2. Укажите, какие методы улучшения микроклимата учебных помещений можно предпринять в вашем классе.
|
Научиться делать «фотографию» урока школьного учителя, анализировать его и проектировать собственный урок.
|
Диагностико-аналитическая,
прогностическая,
коммуникативная,
интерактивная,
фасилитационная,
рефлексивная.
|
Представьте фотографию урока (приложение 2, раздел «Педагогика»).
|
1. Проанализируйте урок учителя по предложенной схеме (приложение 1, раздел «Психология»).
2. Спроектируйте собственный урок (задание 2, приложение 4, раздел «Психология»).
|
1. Проведите физиолого-гигиеническую экспертизу урока по предлагаемой схеме.
2. Представьте валеологический анализа урока по предлагаемой схеме.
(приложение 2, раздел «Педагогическая физиология»).
|
Научиться планировать, проводить и анализировать воспитательное дело для классного коллектива.
|
Прогностическая,
коммуникативная,
интерактивная,
рефлексивная.
|
Проведите воспитательное дело (приложение 3, раздел «Педагогика»).
|
Выделите психологическое содержание в воспитательном мероприятии, проведите его психологический анализ (приложение 3, раздел «Педагогика»).
|
-
|
Научиться анализировать план воспитательной работы классного руководителя с учетом современных требований.
|
Диагностико-аналитическая,
прогностическая.
|
Проанализируйте план воспитательной работы классного руководителя (приложение 4, раздел «Педагогика»).
|
Используя методы анализа и экспертной оценки, определите психологические цели запланированных классным руководителем воспитательных мероприятий.
|
-
|
Научиться изучать и анализировать различные стороны учебного процесса.
Научиться организовывать и проводить диагностику личности школьника, классного коллектива.
|
Диагностико-аналитическая,
прогностическая,
коммуникативная,
интерактивная,
фасилитационная,
рефлексивная.
|
Составьте психолого-педагогический портрет вашего класса (приложение 6, раздел «Педагогика»).
|
1. Используя метод наблюдения, проведите психологический анализ урока.
2. Выполните задание 1 (приложение 1, раздел «Психология»).
3. Организуйте и проведите изучение личности учащегося (приложения 2, 3 раздела «Психология»).
4. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. В Дневнике практики опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы.
5. Исходя из выдвинутых гипотез сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу;
|
1. Составьте схему правильного размещения учащихся в вашем классе в зависимости от роста, состояния здоровья и зрения.
2. Проанализируйте режим школьников вашего класса по опросным листам и сравните их режим с установленным для детей и подростков соответствующего возраста.
3. Представьте гигиеническую оценку недельного расписания школьников вашего класса по предлагаемой схеме (приложение 3, раздел «Педагогическая физиология»).
|
Познакомиться с методикой организации и оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
|
Фасилитационная,
коммуникативная,
интерактивная.
|
Используя схему психологического анализа урока, определите приемы (способы), используемые учителем для удовлетворения особых образовательных потребностей ученика (приложение 1, раздел «Психология»).
|
-
|
Научиться анализировать собственную педагогическую деятельность. Овладеть техникой решения педагогических ситуаций.
|
Диагностико-аналитическая,
прогностическая,
коммуникативная,
интерактивная,
фасилитационная,
рефлексивная.
|
1. Проведите анализ ситуации успеха и ситуации, которая вызвала у Вас затруднения в установлении взаимодействия с различными участниками образовательного процесса, планировании и проведении урока, воспитательного мероприятия.
Определите свои профессиональные и личностные возможности и дефициты.
|
-
|
|
|
2. Предложите решение ситуации, вызвавшей у Вас затруднения (прило-жение 10, раздел «Педагогика»).
3. Представьте самоанализ педаго-гической деятель-ности в рамках практики по предла-гаемой схеме (прило-жение 11, раздел «Педагогика»).
|
2. Выполните задание 2 (приложение 4, раздел «Психология»).
3. Представьте личностную и профессиональную рефлексию по итогам практики (приложение 5, раздел «Психология»).
|
|
|
|
4. Составьте индивидуальный портфолио (приложение 12, раздел «Педагогика») с учетом предложенных заданий.
|
|
|