Отдел практики КГПУ им. В.П.Астафьева


г. Красноярск, ул. А. Лебедевой 89, оф. 2-73
тел. 217-17-75, e-mail: gavro1985@mail.ru
Главная
Форум
Совет по педагогической практике
Организация практики
Метод. обеспечение практики
Факультетскому руководителю
Фоторепортажи с педпрактики
Объявления
СМИ о нас
Архив
«Учитель, которого ждут!»
Педагогическая интернатура
Практика аспирантов
Нормативные документы по организации и проведению практик
 
Задания по психологии и педагогике для 4 курса
 

4 курс

задания по психологии и педагогике

Опытно-рефлексивный этап

 

Педагог-профессионал является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний, навыков и умений. Он владеет педагогической деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию, что является основой профессионального развития как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности.

Субъектом собственной профессиональной деятельности педагог может стать только при условии развитой рефлексии, дающей возможность осознания своих личностных особенностей (ресурсов и дефицитов), проектирования и осуществления собственной деятельности на основе ценностей педагогической профессии, которые обрели для него личностный смысл. Студенты, осознавая взаимосвязь различных целей деятельности во время практики, не замыкаются на решении профессиональных задач методом проб и ошибок или на некритическом использовании приемов учителей-практиков, а приобретают навыки профессиональной рефлексии. Важная цель педагогической практики, таким образом, - формирование у студентов образов «Я - учитель», «ученик», «деятельность учителя».

Педагогическая практика студентов IV курса проводится в объёме 4-5 недель в 8-ом семестре.

Целями педагогической практики IV курса являются:

  •  формирование профессиональной позиции студента как субъекта педагогической деятельности;
  •  формирование профессионально-педагогической компетентности на основе совершенствования педагогических умений, овладение способами деятельности;
  •  принятие студентами в качестве основной педагогической ценности личности ребенка и осуществление педагогического сопровождения его индивидуального развития.

На педагогической практике студенты решают следующие задачи:

  • 1) научиться самостоятельно планировать, проводить, контролировать и корректировать педагогическую деятельность в качестве учителя и классного руководителя;
  • 2) научиться организовывать познавательную деятельность учащихся, овладевать методикой учебно-воспитательного процесса;
  • 3) овладевать современными педагогическими приемами технологиями в преподавании предмета;
  • 4) научиться организовывать учебно-воспитательную работу в целях развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий;
  • 5) научиться формировать ключевые компетентности у учащихся с учетом особенностей возрастного периода и ступени обучения;
  • 6) отрабатывать приемы владения аудиторией, формирования мотивации учащихся.
  • 7) осваивать формы и методы работы с детьми, испытывающими особые потребности в обучении;
  • 8) научиться работать со школьной документацией;
  • 9) развивать педагогическую рефлексию, умение выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
  • 10) формировать компетенции, позволяющие организовывать собственную научно-исследовательскую деятельность.

 

Основное содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает:

  • 1. изучение личности ребенка, подростка, юноши, выявление его способностей, интересов, мотивов общения, деятельности и оказании ему помощи в проектировании его индивидуального развития;
  • 2. изучение особенностей классного коллектива (на основе применения самостоятельно подобранных диагностических методик) и планирование воспитательной работы с классом;
  • 3. прогнозирование и проектирование процесса и результата обучения, воспитания и развития личности учащихся;
  • 4. организацию жизнедеятельности и общения детей в коллективе класса, группе, кружках, факультативах, секциях и других объединениях, создание в них благоприятных условий для развития каждого ребенка;
  • 5. изучение, анализ и самоанализ педагогического опыта; уровня сформированности педагогических умений, лежащих в основе профессиональной педагогической компетентности; становления личной, общей и педагогической культуры будущего учителя, его профессиональной направленности.

 

Технологическая карта педагогической практики IV курса

Умения, способствующие формированию компетентностей

Компетентности

 Задания по дисциплинам

 

 

Педагогика

Психология

Педагогическая физиология

Научиться изучать и анализировать образовательное учреждение как целостную педагогическую систему

Диагностико-аналитическая

Проанализируйте деятельность школы с позиций

  • 1) организации образовательного процесса в ОУ;
  • 2) организации воспитательной работы в ОУ;
  • 3) корпоративной культуры ОУ (традиции, правила поведения и взаимоотношений и т.д);
  • 4) современных требований к управлению ОК (работа общественных организаций, Попечительского совета и т.д.);
  • 5) применения здоровьесберегающих технологий (приложение 4, раздел «Педагогическая физиология»).

Научиться самостоятельно планировать педагогическую деятельность в качестве учителя и классного руководителя

Диагностико-аналитическая,

прогностическая.

Представьте проект (или план) работы на период педагогической практики

(Вариант плана см. приложение 13, раздел «Педагогика»).

Научиться изучать особенности личности ребенка, подростка, юноши и оказывать ему помощь в проектировании его индивидуального развития.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

1. Реализуйте программу изучения личности учащегося (приложение 8, раздел «Педагогика»).

2. Составьте портфолио 1,2 учащихся (приложение 9, раздел «Педагогика»).

1. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. В портфолио опишите анализируемые случаи, зафиксируйте

свои гипотезы. При необходимости организуйте и проведите изучение личности учащегося (приложения 2, 3 раздела «Психология»).

2. Исходя из выдвинутых гипотез по необходимости сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу.

Или:

Составьте для педагога совместно с ним «школьный план действий» по взаимодействию с ребенком; представьте требуемые материалы в своем портфолио.

На основе изучения классного журнала, медицинской карты, беседы с ребенком, классным руководителем, родителями

1. Сделайте выводы о состоянии здоровья ребенка, заполните раздел «Здоровье» в карте изучения личности учащегося (приложение 8, раздел «Педагогика»);

2. Предложите возможные способы приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

Научиться анализировать урок школьного учителя; научиться проектировать, реализовывать и анализировать собственный урок.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

1. Спроектируйте (спланируйте) урок, основываясь на общедидактических подходах и психолого-педагогических особенностях учащихся. Обоснуйте применение педагогических технологий, форм организации деятельности учащихся на различных этапах урока.

1. Спроектируйте (спланируйте) урок, основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, актуальном опыте учащихся определенного возраста. Или: Выделите психологическую составляющую содержания имеющихся разработок урока (системы уроков) учителя-предметника.

1. Спроектируйте (спланируйте) урок с учетом здоровьесберегающих технологий и представьте валеологический анализ проведенного урока по предлагаемой схеме.

 (приложение 2, раздел «Педагогическая физиология»). Представьте данные в портфолио.

2. Попробуйте воспользоваться упражнениями для работы над дыханием, голосом, дикцией (приложение 5, раздел «Педагогическая физиология»).

 

 

2. Проведите рефлексивный психолого-педагогический самоанализ урока и взаимоанализ урока вашего коллеги (приложение 1, раздел «Психология»). Представьте данные в портфолио.

 

Научиться проводить воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и здоровьесберегающих технологий.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

1. Реализуйте программу изучения классного коллектива и составьте его характеристику (приложение 7, раздел «Педагогика»).

2. Спроектируйте (спланируйте) воспитательную работу с классом на период педагогической практики (приложение 5, раздел «Педагогика»).

3. Реализуйте план воспитательной работы. Проведите рефлексивный анализ проведенных мероприятий (приложение 3, раздел «Педагогика»).

1. Основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, социального взаимодействия, социальных представлений, актуальном опыте учащихся определенного возраста спроектируйте актуальное для ребенка / класса воспитательное мероприятие. Представьте данные в портфолио;

2. По актуальному поводу или по запросу родителей спроектируйте и проведите беседу с родителями с целью выработать общие подходы в воспитании или обучении ребенка; представьте проект и его основания в портфолио.

3. Представьте в портфолио рефлексивный психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия / беседы с родителями;

При проектировании (планировании) воспитательной работы с классом учтите возрастные физиологические особенности школьников, актуальное состояние их здоровья, возможность применения здоровьесберегающих технологий. Представьте валеологический анализ воспитательного мероприятия в портфолио.

 

Научиться работать со школьной документацией (классный журнал, личное дело учащегося, сведения о состоянии здоровья учащихся, дневник учащегося, планы учебно-воспитательной работы).

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

фасилитационная,

рефлексивная.

1. Изучите основные разделы различных видов школьной документации. Отметьте, какую они содержат информацию

о ребенке

о учебно-воспитательной деятельности учителя.

2. Зафиксируйте основные требования к ведению школьной документации.

3. На соответствующих страницах Дневника практиканта заполните разделы школьной документации в соответствии с существующими требованиями. Какие пожелания и замечания сделали методист и школьный учитель? Зафиксируйте и проанализируйте.

Научиться взаимодействовать с администрацией и другими участниками образовательного процесса.

Овладеть техникой решения педагогических ситуаций.

 

1. Проведите анализ ситуации успеха и ситуации, которая вызвала у Вас затруднения в уста-новлении взаимодействия с различными участ-никами образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги, психолог, администрация и т.д.).

2. В ситуации рефлексивного анализа проведенного Вами урока, воспитательного мероприятия, взаимодействия с участниками образовательного процесса определите свои профессиональные и личностные возможности и дефициты.

3. Предложите решение ситуации, вызвавшей у Вас затруднения (приложение 10, раздел «Педагогика»).

 

Научиться анализировать собственную педагогическую деятельность.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

1. Представьте самоанализ педаго-гической деятель-ности в рамках практики по предла-гаемой схеме (прило-жение 11, раздел «Педагогика»).

1. Представьте личностную и профессиональную рефлексию по итогам практики (приложение 5, раздел «Психология»).

1. Представьте рефлексивный анализ владения приемами саморегулящии, здоровьесберегающими техниками, позволяющими эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность.

 

 

2. Составьте индивидуальный портфолио (приложение 12, раздел «Педагогика»).

 

 
 
 
Как часто Вы посещаете наш сайт?

 
КГПУ им. В.П.Астафьева © 2008 - 2013

Создание сайта и поддержка - Skotnikov@kspu.ru