|
Мастер-класс
Материал подготовлен
Молодцовой И.В., к.п.н.,
завпедпрактикой КГПУ
Мастер-класс – это одна из форм тиражирования некоторого опыта деятельности (учебной в том числе) в другую практику. Можно выделить три основных типа мастер-классов:
Мастер-класс – Объяснение, рассказ (презентация).
О некотором опыте можно просто рассказать участникам другой практики, объяснить суть этой деятельности, принципы организации, преимущества и т.д. Понятно, что сегодня невозможно себе представить объяснение без дополнительных визуальных, звуковых или иных знаковых средств (слайдовая презентация), которые обогащают устный рассказ, делают его более понятным и интересным. В этом случае участники воспринимают информацию, имеют возможность обсуждать и анализировать услышанное. Разнообразить содержание презентации можно за счет раздаточного материала. Наибольшая продуктивность от работы будет в том случае, если участники выполнят задания к нему.
Мастер-класс – Моделирование.
Мастер-класс, как форма тиражирования некоторого опыта деятельности в другую практику, может быть представлен в формате моделирования этой деятельности в другой практике: с другими участниками и в иных условиях.
Возможны три основных варианта моделирования. 1. Деятельность моделируется непосредственно на участниках (лекции, семинара, конференции, учебных курсов и т.д.). Преимущество этого варианта в том, что сами участники вовлекаются в деятельность, получают реальный, «живой» опыт, становятся носителями этой деятельности. Трудность состоит в том, чтобы подобрать такое содержание обучения, которое реально является учебным для участников: новым, достаточно сложным для понимания, необходимым в дальнейшем. 2. Деятельность моделируется непосредственно на учениках другой практики: привлекаются ученики школ того региона, где проходит семинар, конференция и т.д. Непосредственные участники в этом случае наблюдают за происходящим, обсуждают и анализируют. Такой вариант способствует качественному пониманию новой деятельности. 3. Деятельность моделируется на учениках базовой, исходной практики: привлекаются ученики тех школ, где возникла и становилась новая деятельность. В этом случае есть возможность хорошо подготовить показ: что-то отрепетировать, учесть все возможные нюансы, показать сильные стороны и т.д.
Мастер-класс – Комбинированный вариант.
Можно совместить презентацию (рассказ) с моделированием (воспроизводство самой деятельности). Если основной формой оставить презентацию, тогда моделирование будет представлено дополнительным средством. В этом случае во время презентации специально делаются паузы, на которых слушатели на короткое время вовлекаются в работу: сами воспроизводят отдельные элементы процесса при помощи заранее приготовленных учебных средств, раздаточного материала и т.д. Другой вариант, когда основной формой выступает моделирование, а презентация дополняет этот процесс, на практике широкого распространения не получил.
Критерии оценки представления педагогического опыта
(мастер-классов, презентаций)
1.Культура оформления (слайдов, раздаточного материала, участников…): эстетичность, образность, выразительность, темп…
2.Грамотность речи (устной и письменной).
3.Доступность изложения для широкой педагогической общественности (отсутствие аббревиатур; термины, уместно и по необходимости использованные, расшифрованы…).
4.Глубина раскрытия ключевых идей методологии и теории.
5.Структурированность и связность частей между собой.
6.Интересность («зрелищность», «неординарность»…) и новизна идей.
Вес критериев разный: максимальный балл по первым трём критериям – 5 баллов, по последним – 10 баллов.
Общая сумма баллов является не абсолютным показателем, а некоторым ориентиром, материалом для последующей качественной оценки мастер-класса или презентации экспертной группой.
Возможный план презентации
1.Почему, зачем взялись в школе за решение заявленной темы (необходимость должна быть представлена глубоко и т.п.):
– проблема,
– теоретическое обоснование разрешения проблемы,
– практические выводы из теоретического обоснования.
2.Система работы по теме:
– принципы организации,
– процедуры, ситуации, на которых основывается реализация темы,
– как связаны, на чём держатся все процедуры (например, стержнем, на котором держится целостность всех ситуаций учебного процесса в РВГ и организующих его структур, является индивидуальный учебный план деятельности учащегося),
– важные нюансы системы работы, о которых обязательно нужно рассказать для формирования целостной картины у слушателей презентации,
– др.
3.Результаты:
– какие результаты и как отслеживаются,
– динамика изменения относительно самих себя,
– возможные яркие факты результативности.
|
|